Железная дорога Шимановская - Гарь: Группа компаний «Петропавловск»
«Мы создаем новую транспортную инфраструктуру, чтобы в кратчайшие сроки и с минимальными издержками доставлять продукцию металлургического комплекса до потребителей. При этом полностью отдаем себе отчет, что, несмотря на масштабность инфраструктурных проектов, будь то железные дороги к месторождениям или мост через Амур, имеющий важное международное значение, они должны быть введены в эксплуатацию не позднее, чем заработают промышленные предприятия Группы.»
Сергей Александрович Лавриков генеральный директор ООО «Рубикон»
Проектирование и строительство железной дороги от Гаринского месторождения к Транссибирской магистрали – ключевой инфраструктурный проект компании. От его успешной реализации зависит эффективность создаваемого в Приамурье металлургического кластера. Ведь к 2015 году промышленный концентрат Гаринского ГОК а должен пойти на Кимкано-Сутарский ГОК , а потом на Дальневосточный металлургический комбинат для глубокого обогащения и производства железа прямого восстановления
В свое время Байкало-Амурская магистраль задумывалась не просто как железная дорога. Впервые инфраструктура должна была стать стимулом развития, а не его следствием, дать толчок экономическому освоению глубинных районов Дальнего Востока и Сибири. Трасса должна была прорасти сетью рокад, ведущих к богатейшим месторождениям региона, вдоль нее должны были возникнуть новые предприятия, рабочие города и поселки. Только в ХХI веке страна подходит к решению этих задач. Согласно Стратегии развития железнодорожного транспорта в Российской Федерации до 2030 года, БАМ и Транссиб через новую станцию Гарь соединит грузообразующая рокада.
В отличие от других железорудных месторождений «Петропавловска», Гаринское месторождение находится вдалеке от основных транспортных артерий региона.
Для транспортировки продукции Гаринского ГОК а разработано два альтернативных технических решения:
- конвейер протяженностью почти 150 км от месторождения до станции Шимановская Транссибирской железнодорожной магистрали с облегченным мостовым переходом через реку Зея. Уникальный проект промышленного конвейера разработан ОАО «Гипроруда»
- железнодорожная ветка Шимановская-Гарь
Но дорога нужна не только «Петропавловску». А всему центру Амурской области. Несмотря на более высокую стоимость, железная дорога способна принести комплексный экономический эффект для всего региона, способствуя развитию транспортной сети Дальнего Востока и созданию новых промышленных предприятий на обширной территории от БАМ а до Транссиба. Длина дороги составит 148 километров. Параллельно со строительством железнодорожной ветки будет вестись реконструкция станции примыкания Шимановская и сооружение новой станции Гарь.
Путь от Гари до Шимановска преграждают 4 реки, в том числе такое крупное водное препятствие, как Зея. Поэтому потребуется строительство мостовых переходов общей протяженностью 1,5 километра. 84 км железной дороги на пути к Транссибу придется проложить по марям и болотам. Для обеспечения провозной способности однопутных участков подъездного пути будут устроены 3 разъезда. Все разъезды новые, проектируемые по идентичной схеме, состоящей из 2 приемоотправочных путей полезной длиной 1050 метров.
Проектирование и строительство дороги предполагается за счет средств Инвестиционного фонда РФ в рамках реализации проекта «Создание горно-металлургического кластера в Приамурье». Построенная железная дорога будет являться объектом капитального строительства 100-процентной государственной собственности Российской Федерации. В 2009 году проект прошел одобрение Инвестиционной комиссии Министерства регионального развития. Строительство должно быть завершено в 2014 году.
Прогнозный объем перевозок:
Около 8 млн тонн в год, в том числе – 7,25 млн тонн промпродукта Гаринского ГОК а в год.
Общий объем инвестиций в строительство конвейера на участке Гаринское месторождение – станция Шимановская составит около 10 млрд рублей.
Общий объем инвестиций в строительство железной дороги Шимановская-Гарь – 15,8 млрд рублей.