Ваша корзина: (0) - 0 руб.
Экспертный совет

«Люди нефрита». История поисков, открытия и разработки месторождений нефрита Прибайкалья

Валун "Седло Чингисхана" (Бурятия, из экспозиции музея).

Первая "кругоморская" дорога в наши дни

Б.Н. Лебединский. "В Саянах" (из экспозиции музея)

Поделки иркутского ювелира А.П. Лодянова из нефрита

Л.Н. Лузгина, Л.Д. Вахромеева

Минералогический музей им. А,В. Сидорова Иркутского государственного технического университета, Иркутск, Россия, e-mail: hrizopraz@mail.ru

Одним из самых древних по использованию человеком минералов является нефрит. Развитие горного дела в Восточной Сибири сопровождалось поисками и добычей цветного камня для нужд Российской империи. Значительная часть экспонатов Минералогического музея представлена изделиями экспедиции "Байкалкварцсамоцветы".

Одним из самых древних но использованию человеком в Прибайкалье минералов является нефрит (фото 1). История открытия аллювиальных отложений нефрита уходит в далекое прошлое, к доисторическим временам. При строительных работах с конца XIX столетия до нашего времени по левобережью Ангары, от Глазковского предместья г. Иркутска до истока р. Ангары, по берегам оз. Байкал на стоянках древнего человека были найдены каменные изделия древнего человека из нефрита (фото 2). Цвет изделий древних мастеров относится к оттенкам зеленого, что свидетельствует об использовании в качестве материала нефрита саянских месторождений.

Ко времени освоения русскими землепроходцами территории Сибири в XVII в. местные племена хранили память о россыпных (галечно-валунных) месторождениях по берегам рек. В результате тесных взаимоотношений русских первопроходцев с эвенкийскими племенами были получены сведения об оленных тропах — путях продвижения к самым удаленным уголкам Сибири, знания о богатствах (в том числе мини ральных) этого края.

Одним из первых русских рудознатцев Прибайкалья является пятидесятник Иркутского и Тункинского острогов Анисим Михалев [2]. Он с казаками сплавлялся по Ангаре, Иркуту, Селенге и Витиму. Анисим Фи липпов Михалев известен находками месторождений соли (Усолье), слюды на Витиме, графита, селитры и "травяного камня" (нефрита), Первые пути из Иркутского острога в Тунку проходили через деревню Михалеву, невысокие водоразделы Олхинского плато (фото 3).

Развитие горного дела Восточной Сибири в XV7IT столетии сопровождалось поисками и добычей цветного камня для нужд всей Российской империи.

Особенно заметна в это время горно-добывающая деятельность Григория Маркиановича Пермикина (1813—1879). На Урале он с молодых лет полюбил цветные камни и научился работать с [(ими (фото 4).

После окончания Технологического института Г.М. Пермикин, в звании чиновника особых поручений по поискам цветных камней, командируется в Казахстан, Восточную Сибирь (фото 5). Восточные Саяны были его особой любовью, и их он "знал, как свой письменный стол, со всеми потайными ящичками". Сведения о находках валунов нефрита в Саянах появились в 20-х годах XIX в. (Н.С. Щукин, горные техники Ковригин и Коверский). Пермикин описал в своих донесениях графу Л.А. Перовскому, вице-президенту Департамента уделов, россыпи валунного нефрита п бассейнах рек Онот, Урик, Оспа и других. Многие пуды великолепного поделочного нефрита были вывезены санным путем и поступили на Петергофскую гранильную фабрику [2, 3]. Изделия из саянского нефрита, датированные серединой XIX в., экспонируются во многих центральных российских музеях.

В XIX столетии на основе Высочайших разрешений на разработку многих площадей, содержащих полезные ископаемые, частными предпринимателями в Восточном Саяне активизировалась разработка валунного нефрита. О добыче нефрита по рекам Хара-Желга и Онот живописал [1] потомок И.Я. Шнелле (1870—1932) — сотрудник Института геохимии РАН Д.С. Глюк (фото 6, 7).

В экспозиции Минералогического музея им. А. В. Сидорова находятся два валуна зеленого саянского нефрита, которые с полным правом можно называть историческими. Есть все основания предполагать, что находки эти относятся к началу XX столетия.

История более крупного (массой 250 кг) валуна необычна (фото 8). В фондовой документации Музея он значится как дар студентов геологоразведочного факультета. А среди ветеранов-преподавателей и давних выпускников института передается устное воспоминание о том, как студенты, постигавшие минералогические знания в 60-х годах, нашли на территории разоренного иерусалимского кладбища этот будущий интересный экспонат и на носилках принесли в здание музея Горно-металлургического института.

О валуне изумительно чистого насыщенного цвета (фото 9), по форме и размерам напоминающем человеческую голову, в семье потомком И.Я. Шнелле хранилась память как о нефрите, с которым хозяин не захотел расставаться. В сложные послереволюционные годы валун послужил оплатой адвокатских услуг О.Г. Патушинского. В 1960-х годах директор Музея А.В.Сидоров приобрел его в иркутском комиссионном магазине для Музея.

В 1892 г. Леонард Антонович Ячевский (1856— 1916) геолог, профоссор минералогии Екатеринославского высшего горного училища, член ВСОИРГО, проводя исследования и поисковые работы в Саянах, обнаружил жилку нефрита в коренном залегании в борту долины р. Ха-ра-Жолга. К поискам коренных месторождений нефрита вернулись в 1960-е годы. На основе Нефритовой партии Иркутского геологического управления была создана экспедиция "Байкалкварцсамоцветы", которая до конца столетия занималась поисками, разведкой и добычей многих самоцветов в Восточной Сибири, в том числе нефрита. Первое коренное месторождение нефрита — Улан-Хадинское (яблочно-зеленого цвета) было найдено в 1965 г. Начальником Нефритовой партии был назначен выпускник Горно-металлургического института Равиль Сергеевич Замалетдинов (фото 10). Затем он многие годы проработал главным геологом экспедиции "Байкалкварцсамоцветы". Позднее на производственную практику к Замалетдинову пришел студент университете Александр Сутурин (фото 11). С тех пор их соединяли не только дружеские связи, но и тесные производственные и научные интересы [4, 5].

При изучении архивных и фондовых материалов Р.С. Замалетдинов ознакомился с результатами предшествовавших работ по изучению и добыче нефрита. В первый же полевой сезон поисковых работ Нефритовой партии им был найден в правом борту долины верховьев р. Хара-Желга заявочный столб И.Я. Шнелле (1912 г.). Он представлял собой часть ствола (высотой 1 м) прежде росшего здесь небольшого дерена (кедра?), располагавшегося на краю поросшей мохом ямы, продавленной ранее лежавшим валуном нефрита. Верхняя часть заявочного столба (длиной около 0.5 м) с надписями на двух затесанных гранях была отпилена. С тех пор этот замечательный экспонат хранится в частной коллекции Р.С. Замалетдинова (фото 12).

Благодаря целенаправленности работ экспедиции, которой долгие годы руководили талантливый администратор Э.Ф. Соклешин и главный геолог Р.С. Замалетдинов, география нефритовых месторождений расширилась от Восточно-Саянского нефритоносного района с его многочисленными месторождениями до бассейна среднего течения р. Витим и притоков р. Джида. В Витимском нефритоносном районе, кроме апогипербазитовых нефритов, были найдены Александром Секериным анокарбонатные светлоокрашенные нефриты (фото 13).

При входе в Минералогический музей им. А.В. Сидорова его многочисленных посетителей встречает замечательное творение природы — необычной формы валун массой около 1.5 т (фото 14). Он найден в 1974 г. в верховьях р. Хохюрта (приток р. Джида), на участке работ экспедиции " Байкалкварцсамоцветы ".

Усилиями Лысенко Яна Григорьевича (замдиректора Джидинского вольфраммолибденового комбината) с активной помощью Семенова Михаила Иннокентьевича (директора комбината, выпускника геолого-разведочного факультета института), Семенова Вадима Михайловича   (проректора   института по научной работе), Диденкова Юрия Николевича (доцента геолого-разведочного   факультета) в 1983 г. уникальный валун  занял свое место в Музее.             

Значительная часть экспонатов из нефрита Минералогического музея им. А.В. Сидорова представлена изделиями ювелирной мастерской экспедиции "Байкалкварцсамоцветы" (фото 15, 16).                                         

Современное   состояние "нефритовых" дел вернулось. к опыту конца XIX в. И это современная   нам   история,   которая развивается на наших глазах.

 

Литература                                     

1.  Глюк Д.С. И.Я. Шнелле и саянский нефрит // Вестн  ГеоИГУ, Иркутск 2005. Вып. 4. С. 244-247.                                                     

2.  Гранина А.Н. Разведчики Сибирских недр. Иркутск: Воет -Сиб кн. изд-во, 1958. 127 с.                                                                      

3.  Душкин Ю.С. Соль Земли // Земля иркутская. 2000. № 13. С. 8 - 12.  

4.  СутуринА.Н. Нефрит - камень вечности // Наука в СССР  1986 №1 С. 24-29; №2. С. 30-32.                                                    

5.  СутуринА.Н., ЗамалетдиновР.С. Нефриты. Новосибирск: Наука, 1984, 152 с.