Ваша корзина: (0) - 0 руб.
Экспертный совет

Горнодобывающая промышленность Дальстроя в 1932-1941 гг.: Организационная структура горнодобывающей промышленности



09 Октябрь 2010

Одновременно с геологическим изучением и добычей металла происходило формирование организационной структуры Дальстроя в целом и его золотодобывающей промышленности в частности. В системе организации Дальстроя нашли свое выражение основные черты административно-ко­мандной системы. На вершине управленческой пирамиды находился ди­ректор (или его заместитель), который осуществлял руководство всеми делами трес­та либо непосредственно, либо через своих помощников. возглавляющих со­от­вет­ствующие Секторы Дирекции[1].

В оргструктуру Дальстроя  первоначально вошли планово-финансовый сектор, материальный, тех­ни­ческий, строительных работ, труда и рационализации, управление делами и осо­бое бюро. Зо­ло­то­добывающая отрасль с марта 1932 г. вошла в тех­ни­чес­кий сектор. В задачи названного сектора входило руководство всей работой по раз­вед­ке и эксплуатации месторождений полезных ископаемых, проектирование нового про­изводства и осуществление этих проектов на практике[2]. Начальник техсектора че­рез двух своих помощников и главного механика, руководствуясь приказами ди­рек­тора Дальстроя, осуществлял оперативное управление всей деятельностью золотодобывающей (горной) отраслью. Эта структура оказалась временной, так как в первые месяцы существования треста происходило ознакомление с делами на местах, становлением и совершенствованием оргструктуры всего Дальстроя в целом.

5 декабря 1932 г. техсектор был реорганизован в Управление по добыче полезных ископаемых (УДПИ) с центром в Усть-Среднекане. В состав УДПИ вошли три групповых управления: Среднеканское, Оротуканское и Утинское[3] и 10  приисков («р. Утиная», «Оротукан», «Геологический», «Борискин», «Юбилейный», «Таежник», «Хо­лод­ный», «Первомайский», «Бюганнах» и «Три Медведя») непосредственно вели до­бы­чу золота на Колыме в 1932 г. и структурно входили в УДПИ[4]. В следующем, 1933 г. было открыто еще несколько золотодобывающих приисков: «Пятилетка», «Загадка», «Хищник»[5].

В марте 1934 г. на основе УДПИ было образовано Горное управление с задачами организации поисков и разведок полезных ископаемых на территории деятельности Дальстроя, эксплуатации промышленных месторождений, капитального строительства в производственных районах, а также методического руководства сетью метеостанций и постов[6].

Начальник Горного управления одновременно являлся и помощником директора Дальстроя. Структура Горного управления включала в себя центральный аппарат, горнопромышленные районы (Среднеканский, Утинский, Оротуканский и Неригинский,[7] немного позднее Тасканский[8]), золотодобывающие прииски и вспомогательные предприятия. Центр Горного управления находился в Усть-Среднекане, что существенно затрудняло оперативное руководство приисками и разведками, так как основные районы золотодобычи все более отдалялась на запад и северо-запад. Наличие в структуре Горного управления отделения Севвостлага (Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря)[9] свидетельствовало о возрастающей роли принудительного труда заключенных на горных работах. Строительные подразделения должны были обеспечить скорейшее закрепление на объектах золотодобычи и более широкое развертывание эксплуатационных работ. Согласно положению Горное управление находилось на хозрасчете и имело самостоятельную законченную отчетность. Однако, в организационной структуре Горного управления имелось дублирующее звено, - горнопромышленные районы, - что обстоятельство приводило к разрастанию управленческого аппарата.

В сентябре 1935 г. Горное управления было разделено на Управление горнопромышленного строительства (УГПС), Южное горнопромышленное управление (ЮГПУ) с центром в Оротукане и Северное горнопромышленное управление (СГПУ) центром в Ханыннахе[10]. В состав ЮГПУ вошло 10 золотодобывающих приисков, распределенных по Оротуканскому, Утинскому и Среднеканскому горнопромышленным районам. В СГПУ было три прииска и три горнопромышленных района (Хатыннахский, Ат-Уряхский и Мылгинский)[11]. Решение о создании двух центров по территориально-производственному принципу в полной мере оправдало себя в дальнейшем. Создание специализированной организации по строительству горнопромышленных объектов позволило управлениям, ведущим добычу и разведку золота, полностью сосредоточиться на своей главной задаче.

В середине 1930-х гг. организационная структура горнопромышленных управлений кроме центрального аппарата управления и золотодобывающих приисков, включала в себя геологоразведочные подразделения, совхозы, лесничества, ремонтные мастерские, электростанции, гужевой и механический транспорт, пекарни, столовые, магазины, жилищно-коммунальное хозяйство, гидрометеослужбу, приисковое строительство, целый ряд подсобных хозяйств[12]. Горнопромышленные управления по­могали своими плотниками строить мосты[13], обеспечивали пайком, лошадьми и ра­бо­чими экспедиции смежных отраслей[14],  вели строительство поселков[15] и т.д. Подобная практика с одной стороны способствовала развитию на Северо-Востоке обеспечивающих и вспомогательных отрслей, но с другой стороны – серьезно отягощала горные управления.

21 февраля 1936 г. было ликвидировано дублирующее звено по оперативному руководству приисками - горнопромышленные районы. Прииски стали непосредственно подчиняться своим горнопромышленным управлениям[16]. Сложившаяся после этого  организационная структура горнодобывающей промышленности Дальстроя, в своих основных чертах сохранилась вплоть до его ликвидации в 1957 г.

В 1938 г. Дальстрой был официально включен состав НКВД в качестве одного из Главных управлений народного комиссариата (наряду с ГУЛАГом, ГУЛГМП и пр.) и стал официально именоваться Главным управлением строительства Дальнего Севера НКВД (Дальстрой)[17].

Успехи геологоразведки во второй половине 1930-х гг. предопределили появление в организационной структуре Дальстроя новых горнопромышленных управлений. 1 сентября 1938 г. «в целях приближения руководства к производству» раз­ук­руп­ня­ется СГПУ, из которого было выделено самостоятельное Западное гор­но­про­мыш­лен­ное управление (ЗГПУ)[18] для освоения бассейна р. Берелех, с центром в пос. Су­су­ма­н. Основной специализацией ЗГПУ являлась добыча золота, в его состав вошли прииски: «Стахановец», «Мальдяк», «Ударник», «Линковый», «Конт­ра­дья», «Еврашкалах» и «Куранах»[19].

Центр СГПУ оставался на Хатыннахе, в составе этого управления после реорганизаци действовали остались прииски «им. Во­допьянова», «Штурмовой», «Партизан», «Верхний Ат-Урях», «Нижний Ат-Урях», «Ту­ман­ный» и «Одинокий»[20]. Разделение управ­лений шло постепенно. На первое время из СГПУ для укомплектования нового Западного управ­ления выделялось 22 квалифицированных работника, 5 грузовых и 3 легковых ав­томашины, 5 лошадей[21].

8 октября 1938 г. аналогичная реструктуризация произошла с Южным управлением. В связи с не­обходимостью серьезного увеличения оловодобычи из него было выделено Юго-Западное горнопромышленное управ­ление (ЮЗГПУ) с центром в пос. Усть-Утиная. В состав ЮЗГПУ вошли рудники «Бутугычаг» и «Кинжал», прииски «Таежник», «Лазо», «Золотистая», а так­же Усть-Утинское обогатительная фабрика и разведочные объекты Суксукан, Тах­та, Армань[22]. В географическом отношении производственные предприятия ЮЗГПУ были очень сильно рассредоточены.

В составе ЮГПУ в 1938 г. находилось прииски «р. Утиная», «Нечаянный», «Раз­вед­чик», «Пятилетка», «Верхний Оротукан», «Журба», «Нерига», «Экспедиционный», «Ха­тын­нах Колымский», «Майорыч», «Бюченнах», «Утесный», «Средний Оротукан», «Ра­дуж­ный», «Геологический», «Борискин» и «Дусканья»[23].

Развитие на Колыме сети золотодобывающих подразделений привело к необходимости их классификации, что впервые было отражено в делопроизводстенной документации Дальстроя за 1938 г. Величина перерабатываемой тем или иным прииском горной массы и, как следствие, количество добываемого металла, являлась главным критерием определения его категорийности. Ведущие прииски Дальстроя – «Верхний Ат-Урях», «Нижний Ат-Урях», «Штурмовой», «Мальдяк» и некоторые другие были отнесены к I категории. Прииски средних размеров, например, «Туманный», «р. Утиная», «Таежник», «Пятилетка» - ко II категории. Сравнительно небольшие прииски были отнесены к III категории (например, «Экспедиционный», «Загадка», «Нерига», «Журба»)[24]. В дальнейшем в начале каждого года происходило утверждение штатных расписаний горнопромышленных управлений и категорийности горнопромышленных объектов (приисков и рудников).

Успехи геологоразведочных работ в Тенькинском районе предопределили создание 11 сентября 1939 г. Тенькинского горнопромышленного управления[25]. Аналгично этому 3 ноября 1940 г. для разработки месторождений Чай-Урьинской долины из состава ЗГПУ было выделено Чай-Уринское горнопромышленное управление (ЧУГПУ). Начальником ЗГПУ при этом стал М. А. Гагкаев, начальником ЧУГПУ Г. Л. Жаров[26]. 24 мая 1941 г. уже на территории Якутской АССР было организовано Янское горнопромышленное управление (ЯГПУ). Начальником ЯГПУ был назначен Халеев, заместителем начальника по геологоразведочным работам - С. Д. Раковский, главным геологом - Б. И. Вронский[27].

Неотъемлемой частью работы приисков и рудников Дальстроя являлось использование многих тысяч заключенных, находившихся в многочисленных лагерных подразделениях. В 1939-1940 гг. произошла окончательная интеграция производственных подразделений Дальстроя с подразделениями Управления Северо-Восточных исправительно-трудовых лагерей. Для обслуживания горнопромышленных управлений были организованы соответствующие лагерные подразделения. Так, Юглаг обслуживал Южное управление, Севлаг - Северное, Заплаг - Западное, Юзлаг – Юго-Западное и Теньлаг - Тенькинское[28].

В течение 1932-1940 гг. количество горнодобывающих предприятий Дальстроя заметно увеличилось (см. таблицу 4).

Таблица 4

Предприятия горнодобывающей промышленности Дальстроя в 1932-1940 гг.[29]

 

1932

1933

1934

1935

1936

1937

1938

1939

1940

горнопромышленные управления

 

1

 

1

 

1

 

2

 

2

 

2

 

4

 

5

 

6

золотодобывающие прииски

10

12

11

13

16

17

29

37

38

оловодобывающие прииски

рудники,

обогатительные фабрики

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

-

1

2

-

2

2

1

3

3

1

5

5

4

всего горнодобывающих предприятий по Дальстрою

 

10

 

12

 

11

 

13

 

16

 

20

 

34

 

44

 

52

 

Из приведенных данных видно, что в 1940 г. добычу золота вели 38 приисков, т.е. почти в 4 раза больше, чем было в 1932 г. Это было напрямую связано с введнеим в эксплуатацию новых крупных золотоносных месторождений. Количество оловодобывающих предприятий Дальстроя утроилось за 1937-1940 гг., что произошло в основном за счет ввода в строй новых рудников и приисков Колымы и Чукотки.

 


[1] ГАМО, ф. Р-23сч, оп. 1, д. 1, л. 72.

[2] Там же. Л. 77. Подробнее о структуре техсектора см.: Приложение 2.

[3] ГАМО, ф. Р-23сч, оп. 1, д. 2, л. 171.

[4] Там же. Ф. Р-23сс, оп. 1, д. 6, л. 13-14.

[5] Там же. Ф. Р-23сс, оп. 1, д. 6, л. 13-14.

[6] Там же. Ф. Р-23сч, Оп. 1, Д. 7, Л. 242-246.

[7] Там же. Д. 8, Л. 13.

[8] Там же. Д. 12, Л. 19.

[9] Там же. Ф. Р-23сс, Оп. 1, Д. 7, Л. 243.

[10] Там же.  Р-23сч, Оп. 1, Д. 13, Л. 144.

[11] ГАМО, Ф. Р-23сс, Оп. 1, Д. 6, Л. 13-14; Ф. Р-23сч, Оп. 1, Д. 13, Л. 144.

[12] ГАМО, Ф. Р-23сч, Оп. 1, Д. 17, Л. 159-165, 168-172 и др.

[13] Там же. Ф. Р-23сч, оп. 1, д. 11, л. 176.

[14] Например, экспедицию агрономов, ботаников и землемеров в Тасканскую долину (ГАМО, ф. Р-23сч, оп. 1, д. 12, л. 23, л. 178).

[15] См.: Паникаров И. А. История поселков центральной Колымы. - Магадан, 1995.

[16] ГАМО, Ф. Р-23сч, Оп. 1, Д. 17, Л. 140.

[17] ГАРФ, Ф. 9401, Оп. 1а, Д. 22, Л. 246.

[18] ГАМО, ф. Р-23сч, оп. 1, д. 37, л. 34.

[19] Там же. Ф. Р-23сс, оп. 1, д. 6, л. 13-14.

[20] Там же. Ф. Р-23сс, оп. 1, д. 6, л. 13-14.

[21] Там же. Ф. Р-23сч, оп. 1, д. 37, л. 117-118.

[22] Там же. Д. 38, л. 172-173.

[23] Там же. Л. 173.

[24] ГАМО, Ф. Р-23сч, Оп. 1, Д. 34, Л. 33.

[25] Там же. Д. 51, Л. 155-156.

[26] Там же. Д. 68, Л. 45-47.

[27] Там же. Д. 77, Л. 118-119.

[28] Подробнее см.: Широков А. И. Дальстрой: предыстория и первое десятилетие. - Магадан, 2000. - С. 77-78.

[29] ГАМО, Ф. Р-23сс, Оп. 1, Д. 4, Л. 17; Д. 11, Л. 32-32об.

 

 

Зеляк Виталий Григорьевич 

Пять металлов Дальстроя: История горнодобывающей промышленности Северо-Востока России в 30-х – 50-х гг. ХХ в.

МАГАДАН – 2004

На сайте проекта Петрографика (www.petrographica.ru) публикуется с разрешения автора